Управление эффективностью бизнеса

Управление эффективностью бизнеса — это ключевой аспект управленческого учета, который включает  в себя следующее:

  • Определение организационной структуры. Как например адаптация функциональной или дивизиональной структуры и какой уровень централизации использовать?
  • Распределение ответственности руководителей. какой руководитель ответственен за затраты, выручку, инвестиции или контроль затрат?
  • Создание системы метрик эффективности деятельности и определение целевых показателей.
  • Анализ фактической эффективности и принятие соответствующих решений

Определение целевых показателей (метрик). Решающие факторы успеха

Решающие факторы успеха (Critical success factors (CSFs)) — это ключевые области в которых всё должно пройти так как надо, для достижения бизнесом стратегических целей. Достижение бизнесом решающих факторов успеха должно позволить организации справиться лучше, чем конкуренты с любыми изменениями в конкурентной среде

Организации будет необходимо развивать ключевые компетенции, необходимые для достижения решающих факторов успеха (CSF). Ключевые компетенции — это что-то что компания делает лучше своих конкурентов.

Существует пять ключевых источников решающих факторов успеха (CFS):

Структура отрасли
Конкурентная стратегия, индустриальная позиция и географическое положение
Факторы окружающей среды
Временные факторы
Функциональная позиция руководителей

Ключевые показатели эффективности (Key Performance Indicators (KPI))

Важно: Ключевые показатели эффективности — это показатели которые измеряются чаще и им уделяется большее внимание,чем остальным показателям.

Достижения решающих показателей эффективности может быть измерено посредством установления ключевых показателей эффективности (key performance indicators (KPIs)) для каждого из решающих факторов успеха, и соответствующего измерения фактических показателей в сравнении с ключевыми показателями эффективности

Управление эффективностью бизнеса с помощью решающих факторов успеха (CSF) и ключевых показателей деятельности (KPI) как часть стратегического планирования

РФУ и КПЭ в системе стратегического планирования

РФУ и КПЭ в системе стратегического планирования

Выбор целей — поведенческие аспекты

На вершине иерархии целей всегда должна быть миссия и стратегические цели компании. Они в свою очередь транслируются в тактические цели и в детальные операционные цели исполнителей. Таким образом выполнение индивидуальных целей каждого позволяет достигать стратегических целей компании.

Цели должны быть:

  • Релевантные целям организации, так если у компании стоит цель 100% качество, то у индивидуального сотрудника будет соответствующая задача производить продукцию без дефектов и, возможно, двойная проверка качества
  • Достижимость. Сотрудники компании могут быть демотивированы если достижение целей может быть очень трудным или недостижимым в принципе. Так отсутствие дефектов в продукции может быть оценено как недостижимая задача. В свою очередь сотрудники могут быть демотивированы если цели слишком просто достигнуть
  • Контролируемость. Сотрудник может быть демотивирован если он не может контролировать поставленные ему задачи. Так, рабочий не будет согласен нести ответственность за дефекты связанные с закупками некачественного сырья.
  • Приоритезация. Большое количество целей рассеивает внимание и их достижение становится очень трудным и мотивация падает.

Обращайте внимание на качественные характеристики целей, если стремитесь к максимальной мотивированности сотрудников.

Выбор целей — финансовые и не финансовые показатели

Многие организации в процессе управления эффективностью бизнеса концентрируются на финансовых показателях. Однако, существует множество ограничений при использовании только лишь финансовых показателей. Поэтому использование не финансовых показателей становится необходимостью

Разрыв между причиной и следствием
Краткосрочность
Манипуляция результатами
Не отражают всю картину бизнеса

Поэтому, при мониторинге результатов бизнеса лучше использовать более разнообразный набор параметров, а не только финансовые метрики. Очень многие критические для управления эффективностью бизнеса факторы имеют не финансовую природу.

Ложные сигналы и несоответствующие действия

Неудачно выстроенная система управления эффективностью бизнеса или некорректно внедренная может нанести больший вред, чем принести пользу компании.

Существует множество способов, как неудачное внедрение или разработка системы управления эффективностью бизнеса может навредить. Вот лишь некоторые примеры:

  • Искажение данных
  • Не верная интерпретация данных
  • Краткосрочные выгоды превалируют над долгосрочными
  • Фиксация метрик
  • Туннельное виденье
  • Суб-оптимизация

В сухом остатке управление эффективностью бизнеса — это…

Управление эффективностью бизнеса — это определение критериев успешности бизнеса как финансовых, так и не финансовых с последующим каскадированием данных критериев в индивидуальные цели исполнителей таким образом, чтобы избежать искажения и манипулирования результатами.

Получайте еще больше полезных материалов с Finversity