Слияния и поглощения

Работа финансового менеджера заключается в поиске путей увеличения акционерного капитала. В определенный момент большинство компаний приходят к тому, что увеличение акционерного капитала возможно через поглощение или слияние. На данной странице рассматриваются вопросы слияний и поглощений и их задачи, включая увеличение акционерного капитала.

Слияния и поглощения – разберемся с основными терминами

  • Слияние по сути это объединение интересов двух компаний выражающееся в форме объединения собственности
  • Поглощение обычно включает в себя большую и маленькую компании, и большая компания поглощает более маленькую
  • Обычно обе сделки освещаются как слияние для целей PR
  • Альтернативный подход заключается в том, что одна компания покупает активы другой компании, а не бизнес целиком

Виды слияний

В зависимости от мотивов сделки слияния и поглощения могут классифицироваться на следующие виды:

  • Горизонтальная интеграция
  • Вертикальная интеграция
  • Конгломератная интеграция
Горизонтальная интеграция
  • Слиянние двух компаний в одной и той же отрасли, чьи операции очень близки
  • Основные мотивы: экономия масштаба, увеличение рыночной силы, улучшение продуктового микса
  • Недостатки: может быть предметом для рассмотрения антимонопольными органами
Вертикальная интеграция
  • Слияние двух компаний в одной и той же отрасли, но занимающиеся разными стадиями переработки продукции
  • Хорошим примером такого объединения может служить объединение свиноводческой фермы и мясокомбината
  • Основные мотивы: увеличение прогнозируемости поставок сырья и сбыта продукции, внедрение системы управления запасами «точно в срок» (just-in-time) ведущие к существенному снижению уровня запасов
Конгломератная интеграция
  • Комбинирование независимых друг от друга бизнесов, которое обычно не сопровождается синергетическими эффектами, кроме брендов и управленческого таланта
  • Основные мотивы: снижение риска посредством диверсификации, оптимизации затрат на управление, улучшение продаж за счет бренда

Основные аргументы в пользу слияний и поглощений

1.  Органический рост или развитие за счет слияний и поглощений

Органический рост – это развитие компании за счет внутренних ресурсов, созданное усилиями внутренних специалистов.

Преимущества органического роста (недостатки роста за счет слияний и поглощений)

  • Органический рост позволяет планировать стратегию развития бизнеса в соответствии с задачами акционеров
  • Менее рискованный путь развития в сравнении с слияниями
  • Затраты обычно более высокие в слияниях и поглощениях (существенные премии при выкупе акций)
  • Позволяет избежать проблем при интеграции поглощаемых компаний. Интеграционный процесс обычно очень сложный из-за существенных различий в политиках, методах ведения бизнеса, учетных системах, культурных и иных различий
  • Слияние или поглощение оказывает большое давление на существующий менеджмент, так как необходимо обучать новый менеджмент и выстроить управление новым бизнесом

Преимущества развития за счет слияний и поглощений

  • Самый быстрый способ войти на новый рынок или запустить новый продукт
  • Снижается риск перепроизводства на рынке и усиления конкуренции
  • Снижается количество конкурентов
  • Увеличение рыночной власти компании с целью влиять на цену продукции, например, за счет монополии на продукт или сговор с другими производителями
  • При поглощении высококвалифицированный персонал «обекта сделки» может стать конкурентным преимуществом

В итоге путь по которому развиваться будет зависеть от конкретной ситуации. В том или ином случае решение должно приниматься исходя из всех предпосылок.

Синергетический эффект

Как и в других сферах финансового менеджмента в конечном счете вся деятельность должна вести к повышению стоимости бизнеса, т.е. к улучшению благосостояния акционеров. Как, например, в планировании капитальных инвестиции любой проект должен быть одобрен только если NPV>0. В свою очередь слияния и поглощения должны проводиться только если они ведут к увеличению акционерного капитала.

Существует несколько видов синергии:

Синергия по выручке

Синергия по выручке включает в себя:

  • Рыночная власть и снижение конкуренции. Компании могут сливаться чтобы увеличить рыночную власть и получить возможность влиять на цену продукции. Горизонтальные сияния могут позволить компании получить некоторую долю монопольного влияния, которая в свою очередь может увеличить рентабельность бизнеса за счет увеличения цены.
  • Экономика вертикальной интеграции. Некоторые слияния подразумевают вертикальную интеграцию, т.е. выкуп компаний в рамках одной производственной цепи. Как например поставщик сырья выкупает потребителя своей основной продукции, что может увеличить рентабельность за счет исключения любых посредников, улучшение контроля материалов и избежание споров поставщик-покупатель.
  • Дополнительные ресурсы. Иногда комбинация сильных сторон двух компаний может привести к синергетическому эффекту. Что имеется в виду? Слияние компании, занимающееся инновационной продукцией, и маркетингового агентства может привести к прибыли существенно большей, чем у каждой компании в отдельности.

Синергия затрат

Синергия по затратам включает в себя:

  • Экономика масштаба. Горизонтальные слияния (в рамках схожего бизнеса) очень часто призваны снизить затраты, а значит увеличить рентабельность благодаря экономике масштаба. Экономия масштаба может быть в сфере производства, маркетинга, финансов. Экономика масштаба возникает в результате распределения накладных расходов на большие производственные объёмы, консолидации производства, использования свободных мощностей, увеличения власти покупателя и получения скидок за объем, снижение затрат на дублирующийся расходы такие как бухгалтерский учет или управленческие расходы.
  • Экономия от совмещения. Может возникать в маркетинге от совмещения рекламы нескольких товаров.

Финансовая синергия

Финансовая синергия включает в себя:

  • Сокращение неэффективности. Если жертва поглощения плохо управляется и ее эффективность как и стоимость могут быть улучшены более профессиональным менеджментом компании "поглотителя". Улучшения могут быть достигнуты в сферах производства, маркетинга или финансов.
  • Налоговый щит. Иная форма финансовой синнергии может быть использована за счет накопленных налоговых убытков.
  • Избыточные денежные средства. Бывает, что у компании накапливаются избыточные денежные средства, которые необходимо как-то использовать. Увеличение дивидендов не всегда является решением, так как акционерам такое колличество денег может быть тоже не нужно, а так же выплата дивидендов сопряжена с налоговыми обязательствами. В итоге приобретение новых компаний является единственным выходом.
  • Диверсификация корпоративных рисков.  Одной из основных причин слияний и поглощений, особенно конгломератных, является тот факт, что потоки от нескольких компаний всегда будут более стабильными чем от одной. В данном случае слияние является фактором снижения общего риска, но не системного.
  • Диверсификация и финансирование. Если прогноз денежных потоков двух отдельных компаний не выглядит хорошо в глазах кредиторов, то эффективным решением может быть слияние двух компаний,  чтобы продемонстрировать более постоянные денежные потоки и увеличить привлекательность бизнеса для кредиторов.

Прочие виды синергии

Другие виды синергии включают в себя:

  • Слияние управленческого таланта. Компании с высококвалфицированным менеджментом могут использовать свои ресурсы только когда есть проблемы и задачи для решения. Поглощение проблемной компании иногда является единственным способом заинтересовать квалифицированным менеджмент
  • Посевные инвестиции. Бывает, что органический рост бизнеса - очень трудоемкое занятие, тогда поглощение может стать хорошей альтернативой для развития новых продуктов и рынков

Причины слияний в «реальном мире»

В то время как потенциальная синергия это ключевая причина слияний и поглощений, существуют и иные причины:

  • Выход на новые рынки и запуск новых продуктов
  • С целью получения высококвалифицированного персонала, ноу-хау, технологий
  • Управленческие мотивы и личные интересы руководства
  • Гипотеза высокомерия
  • Диверсификация
  • Защитный механизм чтобы защититься от недружественного поглощения
  • С целью улучшения ликвидности
  • Привлечение дополнительного финансирования
  • Снижение риска путем поглощения менее рискованных активов
  • Стимулирование роста бизнеса

Почему многие слияния «проваливаются»?

Ряд исследований показывают, что многие поглощения оказываются ошибкой и только навредили стоимости акционерного капитала. Основные причины называемые в данных исследованиях аковы:

  • Завышеная оценка экономики масштаба.
  • Как только компания куплена, руководство принимается за поиск нового обьекта и забывает убедиться, что интеграция проведена корректно и ожидаемые синнергетически эффекты достигнуты.
  • Недостаточные преварительный анализ поглощаемого бизнеса в сочетании неспособностью корректно осуществить интеграцию бизнеса
  • Недооценка проблем с персоналом.
  • Превалирвоание субьективных факторов в принятии решений. Продавливание решений на авторитете первых лиц компании.
  • Сложность оценки
  • Лень менеджмента искать альтернативы
  • Желание победить! Когда две компании борятся за один объект, то победитель заплатит существенную премию за обьект сделки. Иными словами покупатель попросту переплачивает.

 

s2Member®