Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент. Природа и назначение

Финансовый менеджмент концентрируется на управлении как кратко, так и долгосрочных финансовых рессурсов, с целью достижения целей компании.

Решения должны быть приняты в трех ключевых областях:

  • Инвестиционные решения — как долгосрочные инвестиции во внеоборотные активы, так и краткосрочные инвестиции в оборотный капитал
  • Решения отностильно финансирования — данные решения определяют то из каких источников должны быть привлечены средства
  • Дивидендная политика — в каком объеме денежные средства будут выплачены акционерам и как дивидендная политика повляет на стоимость бизнеса?

Более подробно каждый тип решений финансового менеджмента рассмотрен ниже.

Ключевые решения

Ключевые решения финансового менеджмента

Ключевые решения финансового менеджмента

Инвестиционные решения
Решения о финансировании
Дивидендная политика

 

Сопоставление финансового менеджмента, управленческого учета и бухгалтерского учета

Управленческий учет и финансовый менеджмент концентрируются на эффективном использовании ресурсов для достижения поставленной цели. Большинство используемой информации в обоих случаях сходно.

Основная разница заключается в масштабах времени. Финансовый менеджмент концентрируется на долгосрочном привлечении, распределении и управлении финансовыми ресурсами. В то время как управленческий учет ограничивается горизонтом планирования на более 12 месяцев.

Управленческий учет предоставляет информацию для ежедневного контроля и принятия решений, для чего используется бюджетирование, учет затрат, расчет отклонений, и разработка альтернативных вариантов использования кратко-срочных ресурсов.

Финансовый учет напрямую не вовлекается в текущее планирование, управление и принятие решений компании. Скоерее он фокусируется на предоставлении информации о результатах, планах и решениях. Его целью больше является держать в курсе акционеров, кредиторов и других заинтересованных лиц в курсе текущего финансовго состояния компании. Для выполнения данной функции финансовго менеджмента не требуется детальная информация, используемая бухгалтерами и дргуими специалистами управленческого и финансовго учета.

Таблица ниже иллюстрирует разницу между задачами различных финансовых функций на примере нескольких задач:

Управленческий учет Финансовый менеджмент Бухгалтерский учет
Анализ расхода материалов
Амортизация основных средств
Распределение накладных издержек  √
Дивидендная политика
Разработка инвестиционных решений
Признание доходов и расходов

Взаимосвязь между финансовым менеджментом и корпоративной стратегией

 

Диаграмма выше это ключ к пониманию как финансовый менеджмент интегрируется в бизнес стратегию.

Компания должна определить свою миссию, и определить наиболее приоритетные цели бизнеса, которые будут способствовать достижению данной цели.

Каждая цель после этого должна быть разбита на более детальную коммерческую и финансовую цель, каждая и которых будет четкая, конкретная, измеримая и так далее по классике SMART-целей.

Различие между коммерческими и финансовыми целями в том, что далеко не все цели могут быть измерены финансовыми показателями, а так же в том, что некоторые цели будут продиктованы рыночной позицией компании.

Далее цели каскадируются на всю компанию посредством постановки задач подразделениям, чтобы все отделы компании работали на достижение общих целей. Так, например, показатель оборачиваемости кридиторской задолженности будет ключевым показателем казначейства и отдела закупок, но он будет влиять на свободные денежные средства и соответственно будет ограничениями для инвестиционного отдела, задачами которого будет являться реализация инвестиционных проектов увеличивающих стоимость компании. В итоге все отделы повышают стоимость акционерного капитала.

Как только цели и задачи компании поставлены, она должна начать работать над их реализаией и разрабатывать и внедрять в жизнь эффективные стратегии по достижению поставленных задач.

  • Корпоративная стратегия группы касается решений, принимаемых высшим руководством в таких вопросах, как позиционирвоание  бизнеса компании, выходить ли на новые рынки или развиваться на текущих рынках. Такие решения могут иметь важные финансовые последствия. Если, например, будет принято решение о выходе на новый рынок, то может быть принято решение о приобретении существующей компании на этом рынке или начинать бизнес на данном рынке с нуля
  • Бизнес-стратегия касается решений, которые будут приняты отдельными стратегическими бизнес-единиц, входящими в группу. Каждое подразделение будет пытаться максимизировать свою конкурентную позицию в пределах своего рынка. Данные решения могут касаться, например, будет ли компания конкурировать по качеству или стоимости.
  • Проблемы оперативной стратегии заключаются в том, как различные функциональные подразделения в рамках стратегической бизнес-единицы планируют свою операционную деяельность, чтобы выполнить задачи бизнес-стратегии. В данной статье нам, конечно, наиболее интеерсны решения, стоящие перед финансовым менеджментом. Эти решения изо дня в день включает в себя все аспекты управления оборотным капиталом.

Почти все стратегии, разрабатываеме бизнесом будут иметь финансовый результат и финансовый менеджер будет играть ключевую роль в успехе реализации стратегии компании.

Финансовые цели

Увеличение стоимости бизнеса — это важнейший принцип финансового менеджмента.

Однако у бизнеса помимо стоимости могут быть и другие цели:

  • Увеличение прибыли
  • Рост бизнеса
  • Доля рынка
  • Социальная ответственность

Увеличение стоимости акционерного капитала

Если стратегия компании разработана с целью достижения целей, то очевидно, что нужно четкое и недвусмысленное понимание этих целей.

Большинство компаний принадлежат акционерам и изначально созданы для того, чтобы приносить деньги акционерам. Основная цель большинства компаний – увеличение акционерного капитала. Это может означать как выплату дивидендов, так и увеличение цены акций.

Максимизация прибыли

В финансовом менеджменте мы предполагаем, что цель бизнеса – увеличение акционерного капитала и это далеко не всегда означает максимальную прибыль.

Многие компании с удивлением обнаруживают, что стоимость бизнеса далеко не всегда коррелирует с высокими показателями прибыли компании.

Существует ряд проблем, связанных с внедрением такой цели, как максимизация прибыли:

  • Конфликт долгосрочных и краткосрочных задач: В любом бизнесе возможно увеличить краткосрочную прибыль в ущерб долгосрочным целям. Например, можно сократить расходы на научные исследования, рекламу и обучение персонала, тем самым увеличив краткосрочную прибыль, но в долгосрочной перспективе компания может потерять конкурентные позиции из-за отставания продуктовой линейки и снижения маркетинговой активности. При этом подобные риски негативно отразятся на цене акций компании.
  • Риски, связанные с качеством доходов: Бизнес может увеличить отчетную прибыль принимая на себя высокий риск. В то время как принятые компанией риски могут поставить под сомнение доходы акционеров в будущем. Биржевые котировки также могут негативно отреагировать на прибыль «низкого качества».
  • Денежные потоки: Прибыль это всего лишь цифра на бумаге. В свою очередь дивиденды выплачиваются деньгами. Инвесторы будут учитывать денежные потоки на ровне с прибылью.

Рост прибыли на акцию (EPS)

Широко используемый показатель корпоративного успеха — прибыль на акцию (Earnings per Share, EPS), так как данный показатель демонстрирует доходность акционерного капитала. Рост показателя EPS считается общепризнанной задачей финансового менеджмента.

Однако EPS – это метрика прибыльности компании, и она подвергается такой же критике, как и задача максимизации прибыли описанная выше.

Недостатком EPS признается тот факт, что метрика не иллюстрирует доход акционера. Скорее она отображает долю акционера в доходе компании согласно определенной формуле расчета. Конечно существует взаимосвязь между прибылью и денежными средствами, получаемыми акционерами, но это не одно и тоже.

Максимизация и удовлетворение

Для финансового менеджера очень важно понимать разница между задачами максимизировать и удовлетворить:

 

Максимизация –поиск максимального уровня прибыльности, хотя это может быть связано с принятием более высокого уровня риска чем приемлемый для данного вида бизнеса.

Удовлетворение – поиск достаточного уровня удовлетворения той или иной потребности бизнеса, сохраняя доходность и низкий риск.

Внутри компании менеджмент обычно будет искать пути максимизации прибыли акционеров и удовлетворение потребностей сотрудников.

Теория агентских отношений

Теория агентских отношений часто используется для того, чтобы описать отношения между различными заинтересованными сторонами в компании, и помогает объяснить различные обязанности и возникающие конфликты.

Агентские отношения возникают, когда заказчик (принципал) нанимает агента чтобы выполнить задачу по поручению принципала. В частности, директора (агенты) действуют от имени акционеров (принципалов).

Например, менеджеры – это агенты акционеры, работники – это агенты менеджеров, менеджеры и акционеры – агенты кредиторов и т.д. Во всех этих отношениях принципал-агент будут существовать конфликты интересов.

Проблема заключается в том, что любой агент могут действовать в своих личных интересах, а не интересах принципала.

Разница между владеть и контролировать

Из выше перечисленных наиболее интересен для нас конфликт интересов акционеров компании и менеджмента, который управляет компанией.

Акционеры полагаются на менеджмент компании, который должен работать на достижение целей компании, установленных акционерами.

Акционеры могут принимать важные для компании решения на общем собрании акционеров. При этом руководители предоставлены сами себе и на ежедневной основе принимают решения по управлению компанией.

Руководство компании имеет возможность принимать решения в угоду личным интересам и собственному благополучию.

Можно найти множество примеров, когда менеджеры действовали за в угоду собственным интересам, а не в угоду интересам компании или акционеров.